Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации

  • Закрыть ... [X]

    ГЛАВА 5

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

     

    Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда

     

    Работодатель обязан:

    обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

    предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

    принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

    осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда;

    информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

    обеспечивать в порядке, установленном законодательством, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;

    осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

    обеспечивать допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда (далее - проверяющие), к проверке и представлять необходимые для проверки документы, а также допускать проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;

    предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщить об их отсутствии;

    не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);

    возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в соответствии с законодательством;

    не препятствовать работающим в реализации их права на охрану труда;

    исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

    Наниматель помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности по:

    обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

    обеспечению режима труда и отдыха работников, установленного законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

    предоставлению работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

    осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

    недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

    принятию локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

    обеспечению проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;

    осуществлению контроля за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;

    разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда; (См. ст. 1) В определении СУОТ нет упоминания о рисках

    пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;

    организации в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;

    организации проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

    выделению в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

    назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях.

    назначению должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда и осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации и структурных подразделениях, при выполнении отдельных видов работ.

    (что значит «при выполнении отдельных видов работ», значит, есть работы, на которых можно не соблюдать?)

    Работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда.

     

    Статья 18. Права работодателя в области охраны труда

     

    Работодатель имеет право:

    требовать от работающих соблюдения законодательства об охране труда;

    проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин). Освидетельствование работающих проводится в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    обращаться в соответствии с законодательными актами в организации здравоохранения, иные организации, осуществляющие в порядке, установленном законодательством, медицинскую деятельность, за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм, наличии у работающего заболевания, которое могло привести к получению травмы, а также о его нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

    вносить предложения в республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы о разработке или изменении нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, по охране труда;

    обращаться в государственные органы, в том числе в суд, для защиты своих прав в порядке, установленном законодательством.

    Наниматель помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда.

     

    Статья 19. Обязанности работающего в области охраны труда

     

    Работающий обязан:

    соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

    использовать и правильно применять средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты;

    проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

    заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;

    немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения;

    исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

    Работник помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности:

    по выполнению норм и обязательств по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными (должностными) обязанностями;

    в случае отсутствия средств индивидуальной защиты по немедленному уведомлению об этом непосредственного руководителя либо иного уполномоченного должностного лица нанимателя;

    по оказанию содействия и сотрудничеству с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленному извещению своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья.

     

    Статья 191. Осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации должностными лицами нанимателя

     

    Контроль за соблюдением работниками законодательства об охране труда в организации (далее - контроль) - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение исключения воздействия производственных факторов (либо снижения их уровня до допустимых величин), способных оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников и (или) снижение профессиональных рисков. (а производственные факторы должны быть вредные и(или) опасные или еще какие?)

    Основными задачами контроля являются:

    выявление и предупреждение нарушений требований по охране труда;

    оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

    выполнение работниками функциональных (должностных) обязанностей и требований, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами и локальными нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда.

    Контроль в организации осуществляется:

    руководителями структурных подразделений и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

    работниками службы охраны труда (специалистом по охране труда) либо юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии со статьей 21 настоящего Закона;

    общественными инспекторами профсоюзов по охране труда (уполномоченными лицами по охране труда работников) в соответствии со статьей 42 настоящего Закона.

    (забыли руководителя организации или он вне контроля?)

    Наниматели обеспечивают ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль, если иное не установлено настоящим Законом.

    Ежедневный контроль осуществляется на рабочих местах непосредственными руководителями работающих с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников).

    (на тракторном заводе это актуально, а в большинстве организаций, особенно в микроорганизациях, структурное подразделение не делится на участки с непосредственными руководителями, поэтому руководитель структурного подразделения сам будет осуществлять ежедневный контроль и ежемесячный? Нонсенс!)

    Ежемесячный контроль осуществляется в структурном подразделении руководителями структурных подразделений с участием непосредственных руководителей, общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников).

    Ежеквартальный контроль осуществляется руководителями организаций (их заместителями, уполномоченными в соответствии с системой управления охраной труда), в соответствии с утвержденными ими графиками, с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов организаций, работников службы охраны труда (специалиста по охране труда) либо юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, членов комиссий по охране труда (при их создании), общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников). (Т.е. служба охраны труда уже участвует только в ежеквартальном контроле??? Из ежемесячного ее исключили!)

    Контроль иной периодичности, но не реже одного раза в месяц, может осуществляться в соответствии с системой управления охраной труда в организациях сферы услуг с численностью работающих не более 200 человек, микроорганизациях, а также индивидуальными предпринимателями с учетом специфики их деятельности.

    (кого к сфере услуг относить кроме парикмахерских и т.п.? И даже в парикмахерской или любой микроорганизации теперь придется вести журнал ежемесячного контроля? Раньше ограничивались, в целях сокращения документооборота, ежеквартальным контролем!)

    В случае выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу жизни или здоровью работников и окружающих, эксплуатация оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) приостанавливается (запрещается) до устранения этих нарушений. (а бывают нарушения требований по охране труда, не создающие угрозу жизни или здоровью работников и окружающих? Может добавить императивности?)

    Информация о результатах ежедневного и ежемесячного контроля и мероприятиях по устранению нарушений требований по охране труда заносится в журналы контроля за соблюдением законодательства об охране труда по формам, устанавливаемым Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Результаты ежеквартального контроля оформляются актом либо протоколом в произвольной форме (с указанием даты проведения контроля, состава комиссии, выявленных нарушений, сроков устранения выявленных нарушений). Комиссию создавать постоянную или каждый квартал она будет разной???

    Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждает Типовую инструкцию о порядке осуществления контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда.

    (Хотелось бы побольше узнать и про День охраны труда).

     

    Статья 20. Служба охраны труда (специалист по охране труда)

     

    Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

    Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью.

    Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.

    Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности - свыше 200 человек. При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

    Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг - свыше 200 человек. (устал спрашивать за сферу услуг или другие сферы!)

    При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации (интересно какие это случаи и как их обосновать?) наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

    Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Типовое положение о службе охраны труда утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждает Типовое положение о службе охраны труда организации, устанавливает форму предписания об устранении нарушений требований по охране труда. (О, опять форму предписания вернут!)

    Нормативы численности специалистов по охране труда разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников.

     

    Статья 21. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)

     

    Работники службы охраны труда в организации (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:

    проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

    запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работников, допустивших нарушения требований по охране труда;

    выдавать должностным лицам нанимателя организации обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;

    приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, используемого в организации, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения;

    организовывать и проводить информационно-разъяснительную работу с работниками по вопросам охраны труда;

    вносить предложения нанимателю организации (а организация это кто или что?) по улучшению условий и охраны труда работников, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    Предписание работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме с указанием обоснованных причин.

    Полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

    Предписание об устранении нарушений требований по охране труда, выданное работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), может быть отменено полностью либо частично руководителем службы охраны труда либо руководителем организации (уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда заместителем руководителя) в письменной форме с указанием обоснованных причин.

    (а как же привлеченное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), аккредитованное (аккредитованный) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством, им какие предписания писать и каков будет их статус?)

    Полномочия службы охраны труда (специалиста по охране труда) управляющей компании по отношению к дочерним компаниям холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами с учетом требований настоящей статьи.

    (а что, холдинг может состоять только из дочерних компаний?)

     

    Статья 211. Кабинет охраны труда (уголки по охране труда)

     

    Кабинет охраны труда (уголки по охране труда) создается в целях обучения, проведения инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске причинения вреда здоровью, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда, оказания методической помощи структурным подразделениям в организации работы по охране труда, в том числе в организации и работе уголков по охране труда, организации консультаций, лекций, бесед, просмотра видео- и кинофильмов, пропаганде передового опыта работы по охране труда, создания информационной базы нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области охраны труда.

    Кабинет охраны труда создается при численности работников в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более.

    Наряду с кабинетом охраны труда в структурных подразделениях организации создаются уголки по охране труда.

    При численности работающих в организации менее 100 человек функции кабинетов охраны труда могут осуществляться на базе уголков по охране труда (так надо уголок создавать или «могут»?).

    Министерство труда и социальной защиты разрабатывает рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка по охране труда.

     

    Статья 22. Услуги в области охраны труда

     

    Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.

    К услугам в области охраны труда относятся:

    осуществление функций специалиста по охране труда;

    проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

    Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

     

    Статья 23. Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда

     

    Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда.

    Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда основывается на принципах:

    открытости и доступности правил аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда;

    безвозмездности проведения аккредитации;

    предоставления равных условий юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), претендующим на получение аккредитации на оказание услуг в области охраны труда;

    недопустимости участия в оказании услуг в области охраны труда органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора).

    Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, формирует и ведет реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда.

    Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.

     

    Статья 24. Комиссия по охране труда

     

    По инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.

    Типовое положение о комиссии по охране труда утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

    Комиссия по охране труда имеет право принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер.

    Наниматель обязан рассмотреть решение комиссии по охране труда и письменно информировать ее о принятых мерах в установленный в нем срок.

     

    Статья 25. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда

     

    Государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования.

    Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах. (то есть и в самой организации при обучении профессии непосредственно на рабочих местах.)

    Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний работающих по вопросам охраны труда осуществляются в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов, уполномоченных лиц по охране труда работников организации.

    Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями (далее - комиссия организации).

    Прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.

    Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда (или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю), главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - комиссии республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь).

    Если организация не является подчиненной организацией республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, другой вышестоящей организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, указанных в части седьмой настоящей статьи, проводится в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения этой организации (далее - комиссии местных исполнительных и распорядительных органов).

    (место нахождения это не место регистрации, например, юрлица? Если юр.адрес в Партизанском районе, а офисы или производства в других, куда идти на проверку?)

    Работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, наниматели, являющиеся физическими лицами, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

    Работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда (индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда), проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица (индивидуальные предприниматели - по месту жительства). (что такое место нахождения?)

    При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов или комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности.

    Члены комиссий местных исполнительных и распорядительных органов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний в соответствующих комиссиях вышестоящих исполнительных и распорядительных органов.

    Члены комиссий местных администраций районов в городах, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний в соответствующих комиссиях городских (городов областного подчинения), районных исполкомах.

    Члены комиссий городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний в соответствующих комиссиях областных исполнительных комитетов.

    Члены комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов и организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний в республиканской комиссии.

    Порядок создания и деятельности комиссий организаций, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, республиканской комиссии - Правительством Советом Министров Республики Беларусь.

     

    Статья 26. Инструкции по охране труда

     

    Инструкция по охране труда - локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).

    Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.

    В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.

    В инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации.

    Работодатели, не наделенные правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.

     

    Статья 27. Медицинские осмотры и освидетельствование некоторых категорий работающих

     

    Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.

    Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работающих устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    Работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, проходят предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

    В целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма работников, занятых на работах с повышенной опасностью, нанимателем обеспечивается систематический контроль их физического состояния, путем проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тестполосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах. Типовой перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, опьянения, состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ, порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работников устанавливаются республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда, и республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области здравоохранения.

    Работодатели на основании типового перечня разрабатывают перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по гражданско-правовому договору медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг).

    Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель.

     

    Статья 28. Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами

     

    Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, обеспечиваются:

    средствами индивидуальной защиты в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    смывающими и обезвреживающими средствами по нормам и в порядке, определяемым Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:

    обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    обеспечить выдачу бесплатно работникам смывающих и обезвреживающих средств по нормам и в порядке, определяемым Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) средств индивидуальной защиты.

    Наниматель может предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм.

    Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами.

    Обеспечение иных категорий работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в соответствии с законодательством.

    Применяемые средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, для данных средств индивидуальной защиты, и обеспечивать безопасные условия труда работающих.

    (Тот кто выдал СИЗ наверное обязан и контролировать их применение! Опять же не понятно, работник (работающий) обязаны применять (носить) СИЗ постоянно в течение рабочего дня (конечно, кроме предохранительного пояса и т.п.) или только на месте выполнения работ?)

     

    Статья 29. Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях

     

    Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.

    Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.

     

    Статья 30. Обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями

     

    Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

    Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

    Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с этими договорами.

    Обеспечение иных категорий работающих санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, осуществляется в соответствии с законодательством.

     

    Статья 31. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

     

    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, а также средств республиканского и местных бюджетов в рамках реализации республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.

    Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

     

    Статья 32. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах

     

    Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается Правительством Республики Беларусь.

    Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах устанавливается органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.

     

    Статья 31. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

     

    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, а также средств республиканского и местных бюджетов в рамках реализации соответствующей программы (подпрограммы), направленной на улучшение условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.

    Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

     

    Статья 32. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах (…?)

    Работодатель обязан расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, причин аварий и инцидентов на опасных производственных и (или) потенциально опасных объектах. (предложение несогласованное)

    При отказе работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, в составлении акта о несчастном случае или при несогласии потерпевшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая потерпевший вправе обратиться в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, после чего - в суд.

    Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах устанавливается органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.



    Источник: http://www.ohrana-truda.by/topic/5624-opublikovan-proekt-izmenenij-v-zakon-respubli/


    Поделись с друзьями



    Рекомендуем посмотреть ещё:



    Новые правила по охране труда на 2017, 2018 гг. Учебный центр "Профессия" Веном – фильм 2018 года

    Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации Охрана труда 2018. Правила, изменения, рекомендации

    ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ